«Анатомия Души»

Проект Михаила Казанцева и Александры Дербенёвой

Михаил Казанцев о своих миниатюрах

Простые черные линии на белой бумаге. Почему они так волнуют некоторых? А кого-то раздражают. Кому-то кажутся примитивными. А другие видят в них космические, простите за нахальство, смыслы.

Когда мои работы посмотрел психоаналитик, он нашел их жёсткими, травмирующими и провокативными. Аналитик долго смотрел на меня и, наконец, произнес: “Казанцев, почему ты хочешь заняться сексом с верблюдом?”

Я не нашелся, что ответить. Психоаналитики… они такие… интересные товарищи. Я, кстати, ни разу не рисовал в своих миниатюрах верблюда. Но, наверное, что-то в его замечании все же было. Аналитик все-таки.

Я не сомневаюсь в том, что вы тоже можете найти в моих рисунках символы секса, агрессии, природы, безобразное и прекрасное. Некоторые увидят в них юмор, а кто-то  — гротеск.

Искусствоведы утверждают, что для восприятия современного искусства вам нужны “специальные рецепторы”, которые нужно долго «отращивать» и тренировать. Но на самом деле, для восприятия искусства нужно то же самое, что и для восприятия жизни — чувствовать себя. Чувствовать отклик тела на то, что вы воспринимаете, проживать эмоции, осознавать отношения. Это очень простые вещи. Вы же умеете различать холод и тепло, сладкое и соленое, мягкое и жесткое, удовольствие и отвращение.

Вы можете испытывать любые эмоции и состояния, глядя на мои миниатюры, в том числе равнодушие. Любая ваша реакция очень много говорит о вас, а не о том, на что вы смотрите.

Расскажу об одном случае. Прекрасная молодая женщина, успешная и реализованная, испытывала необъяснимый страх и отвращение перед некоторыми из моих работ. Она долго сопротивлялась тому, чтобы признать, что эти эмоции говорят что-то важное о ее жизни и пыталась донести до меня, что я ненормальный.

Однако, спустя совсем небольшое время, она оказалась в сложной жизненной ситуации, где ей пришлось кардинально поменять свое отношение ко всему, что было для нее ценно. И, по ее словам, теперь-то она по-настоящему счастлива. Вы знаете, удивительное дело, сейчас она находит мои миниатюры приятными и даже забавными. И не ставит под сомнение мою нормальность, терапевтическую силу рисунков или, по крайней мере, их диагностическую способность.

Как я был бы рад присвоить себе авторство этого чудесного преображения… Но увы, свое дело сделал не я, а бессознательное этой прекрасной особы, которое просто соприкоснулось со следами моего бессознательного на бумаге. По-видимому, это было то, чего ей не хватало для того, чтобы раскрыть новые грани личности.

Если я на секунду вспомню, что я не только художник, но и психолог, то скажу, что образы, идущие из самых глубин бессознательного, способны проникнуть сквозь барьеры сознания зрителя. Они могут разбудить и выпустить на свободу вашего собственного внутреннего могущественного джинна, демона или гения. Называйте, как хотите. А могут просто развлечь, рассердить… или не произвести никакого впечатления. Всякое бывает. Ни психологи, ни художники не дают гарантий.

Серии:

О проекте «Анатомия души»:

Проект «Анатомия души» возник спонтанно.
Поток творчества Михаила уже стал неотъемлемой частью его жизни в тот момент, когда Александра взглянула на его графические миниатюры сквозь призму современного искусства. Некоторое время спустя Марат Гельман открыл в Черногории школу для художников. Срезонировав, эти несвязанные между собой явления сложились в проект. То, что было естественным проявлением творчества и приватным развлечением превратилось в художественный жест.

Весь массив графики был осмыслен по-новому. Проявились художественные мотивы и серии с визуальными сюжетами и внутренней драматургией.

Спонтанный рисунок Казанцева переносит на бумагу образы, уже существующие в бессознательном. Сложившиеся серии формируют пространство новых значений. Возникая из самых глубин, образы перетекают один в другой, смешиваются, меняют очертания, пульсируют смыслами. Такая динамика превращает каждую серию в историю, которую можно рассматривать снова и снова, читая ее каждый раз по-иному.

Графические миниатюры работают как реагент, проявляя ваши убеждения, смыслы, ощущения, эмоции, страхи, предрассудки, ожидания и опыт.  Они показывают вашу реальность, а не реальность автора.

Вы сами придаете линиям на бумаге смыслы и реагируете на них. Попробуйте исследовать свое восприятие. И, возможно, это позволит привнести в жизнь новые краски и познакомиться с невидимыми гранями собственного «я».

Авторы проекта: 

 

Михаил Казанцев — художник. Рисует с 4 лет, но превратил рисование в образ жизни недавно. До этого реализовывал себя как психолог, писатель и иллюстратор собственных книг.

Вернулся к рисованию случайно, в ходе психологического консультирования и коучинга. Михаил стал практиковать спонтанный рисунок, изначально не придавая этому процессу особого значения. Затем он обнаружил, что его работы вызывают у многих людей серьезный эмоциональный отклик и влияют на психологическое состояние.

Некоторые чувствительные натуры, созерцая эти работы знакомятся с “собственной тенью”. Михаил до сих пор не понимает, как это происходит, но рисовать продолжает.

В данный момент Казанцев создал более 200 графических миниатюр. Художник предпочитает работать гелевой ручкой, пером, тушью и маркерами по бумаге.

Александра Дербенёва — искусствовед, кандидат наук.

Реализовала себя, как продюсер проектов в области культуры и обучения. Соавтор книг по практической психологии. Имеет опыт работы в бизнесе.

В данный момент формирует план создания онлайн галереи и проекта, который соединит творчество современных художников и промышленный дизайн.

Каталог блогов Blogolist
Shares
Share This