© Михаил Казанцев 

Рисунок Михаила Казанцева

Газета «Деловой Петербург» запросила комментарии специалистов на тему самых полезных и самых вредных привычек менеджеров, которые влияют на подчиненных.

Всевозможные эксперты, руководители и гуру бодро перечислили целую гору полезных, с их точки зрения, привычек. Получившаяся картина радует своей благостностью. Ведь все так просто! Копируй привычки гениев или, на худой конец, просто успешных людей и «золотой ключик» у тебя в кармане!

Для газеты я ответил коротко:

…заимствовать у эффективных лидеров их привычки просто так нельзя. Любая привычка руководителя, полезная для компании, должна быть уместной, функциональной и естественной.
Уместность привычки означает ее соответствие корпоративной культуре компании.

 

Любая, самая прекрасная привычка, которая входит в противоречие с существующей культурой компании, создает поле двусмысленности и формирует негативный моральный климат в коллективе — своего рода корпоративную шизофрению, когда ключевые правила игры противоречат друг другу.

 

Функциональность привычки — это ее способность работать на благо компании, а ее естественность — полное соответствие системе убеждений и ценностей руководителя, темпераменту и стилю работы. Нет ничего хуже позитивных привычек, которые смотрятся искусственно, предупреждает психолог: персонал не будет верить своему шефу и будет считать его фальшивым манипулятором.

 

Кроме того, это вредно и самому управленцу: вызывает хроническую усталость, повышает вероятность профессионального выгорания и эмоциональных срывов, что тоже влияет на его подчиненных и компанию в целом…

Если посмотреть немного глубже, то сам вопрос газеты проистекает из популярного механистического мифа об успехе. Точнее из двух:

  • Если кто-то смог, сможешь и ты.
  • Если делать то же самое, что делают успешные люди – станешь успешным.

Эти мифы – прекрасные мотиваторы и стимуляторы. Они дают большие надежды. Но у надежды есть одно замечательное свойство. Она умирает последней. Ведь того, кто надеется, она успевает убить первой.

Мы все очень разные. Мы сложные. Мы находимся в неидентичных ситуациях. У нас уникальные системы ценностей и жизненный опыт. У нас у всех разные «тараканы» в голове…

Вы можете питаться яблоками, ходить босиком и мыть ноги перед переговорами в унитазе. Так делал молодой Стив Джобс. Делал это тогда, когда достиг первых фантастических успехов. Это были его привычки. Вы хотите их скопировать?

Можно возразить, что копировать нужно «полезные» привычки. Да… Это звучит резонно. Только кто на самом деле со 100% точностью может сказать, что успех человека определен именно этой привычкой? Или этим набором?

Весь бред о привычках успешных людей – это попытка анализа уже случившихся побед. Эти победы уже история. Прошлое. В настоящем все уже по другому. И обстоятельства. И люди.
Прошлое порой так привлекательно, вдохновляюще и поучительно, что захватывает дух. Но его воспроизведение в настоящем – дорога в никуда.

На мой скромный взгляд, более полезным может стать изучение своих привычек. Например:

1. Можно составить список тех повторяющихся привычек и ритуалов, которые есть в вашей рабочей и личной жизни.
2. Ответить на вопросы:

  • Зачем они вам?
  • Что вы получаете в результате?
  • Что теряете?
  • Какие ценности эти привычки реализуют на практике?

3. Как можно реализовать эти ценности более «прямо», «просто», оптимально?
4. Какие привычки и ритуалы в этом могли бы вам помочь?
5. А дальше… Дальше – пробовать. Анализировать. Менять. Искать свое. Уникальное.

И… да пребудет с вами Сила. Ну и, разумеется, терпение со здравым смыслом наперевес.