Shares

Сценарий вашей жизни|Визуальные инструменты для анализа жизни|Инфографика Михаила Казанцева

Сегодня мы будем отвечать на вопросы «где?» и «когда?». И, соответственно, путешествовать по пространству и времени своей жизни, осознавая свой жизненный сценарий. Сразу хочу сказать, что это непростой и очень важный вояж. Одна из самых больших, сложных и полезных статей в нашем цикле, между прочим!

Напомню, что эта статья является четвертой статьей цикла «Шесть «волшебных» вопросов о вашей жизни».

Каждая статья цикла отвечает на один из шести вопросов и показывает, как вы самостоятельно можете проанализировать свою жизнь и понять куда приложить максимум усилий для ее изменения и улучшения.

Эта статья позволяет увидеть свои жизненные сценарии, понять как и за сколько времени ваши мечты превращаются в реальность, осознать свои особенности взаимоотношений со временем, которые не очевидны на первый взгляд. В итоге,  это поможет вам найти новые ресурсы для изменений, развития и процветания.

Итак, отвечая на вопросы «где и когда», начнем со времени. Обычно, когда заходит речь об изменении своей жизни, мы думаем о будущем. Реже, о недавнем прошлом. А мы попробуем охватить всю вашу прошлую жизнь и заглянуть в будущее!

Отвечаем на вопрос «Когда?». Время, как субъективный фактор вашего жизненного сценария.

Мы, люди, существуем во времени. Причем в абсолютно субъективном времени! Наша психика умеет переживать минуты, как часы, если нам скучно. Может превратить неделю отдыха в одно мгновение. А еще, мы умеем забывать то, что было и помнить то, чего никогда не было!

Фактически, мы живем в «капле времени». Или в нескольких «капельках» разного размера. Что такое эта капля? Это отрезок времени, события в котором вы хорошо помните (это касается прошлого) или хорошо представляете, что будете делать в этот период (это относится к будущему).

Все события, которые находятся вне этих «капель» вы или не помните или никак не представляете.

Выглядеть «капли времени» могут по-разному. Например вот так:

Капля времени|Визуальный анализ жизненного сценария|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 1 «Капля времени».

Справа от точки «сейчас» расположена «зона прогноза». Это тот временной горизонт планирования и прогнозирования, который вам доступен. Это «дальность» взгляда в будущее. То, насколько далеко простираются ваши планы и предвидение последствий наших действий. Чем больше «зона прогноза», тем более «масштабно» вы мыслите и тем более глобальные планы вы можете осуществить в ходе своей деятельности.

Слева от «точки сейчас» находится «зона памяти». Это тот горизонт событий, который вы помните и с помощью которого осуществляете планирование и прогнозирование будущего. Чем шире «зона памяти» и чем она лучше упорядочена, тем более эффективно вы можете прогнозировать ближайшее будущее и результаты своей деятельности.

За пределами «капли времени» находится «зона неопределенности» — то будущее, которое мы не в состоянии предвидеть и спрогнозировать. А за «зоной памяти» находится «зона забвения». Это область тех событий, которые мы не помним и не принимаем в расчет при прогнозировании будущего

На рисунке 1 изображена самая простая конфигурация «капли времени». В реальности, возможны любые варианты. Например такой:

Зона памяти и зона прогноза вашей жизни|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 2 Набор «капель времени».

Шаг №1: ваш жизненный сценарий на линии времени.

Возьмите лист бумаги. Чем шире, тем лучше. И нарисуйте линию времени от рождения до 100 лет (или до того возраста, до которого вы планируете дожить).

Линия времени для анализа жизненного сценария|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 3 Линия времени, заготовка (фрагмент).

Затем начните отмечать на этой линии основные события и периоды своей жизни. Делайте это в любом порядке. Вы можете начать со значимых и запомнившихся событий, а можете сначала разметить «формальные» периоды своей жизни: детский сад, школа и т.п.

Линия времени с периодами|Визуальные инструменты для анализа своей жизни|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 4 Линия времени с периодами и событиями, заготовка (незаконченный фрагмент).

Ваша задача – заполнить большинство лакун (пустот) на линии времени. Не очень нужно, чтобы каждый год пестрел событиями. Важно, чтобы вы просто представляли себе что вы делали в этом году, где были, с чем это связано. Необходимые детали мы добавим на следующем шаге.

Шаг №2: поиск критических жизненных событий

Этот шаг – поиск критических жизненных событий. Что это за события? Это то, что кардинально изменило:

  • Ваш образ жизни,
  • Убеждения,
  • Ценности,
  • Круг общения,
  • Занятия,
  • Увлечения,
  • Самооценку,
  • Представление о себе…

Кроме того, к критическим жизненным событиям могут относиться события, которые существенно повлияли на всю или большую часть вашей жизни.

Внимание! Критическое жизненное событие совершенно не обязательно должно быть масштабным. Оно может быть с формальной точки зрения совершенно незначительным. Я, например, поверил в себя, стал выступать и писать после короткой милой беседы за чашечкой чая с одним чудесным человеком. Это произошло, когда мне было 15 лет. А эффект от этого разговора действует до сих пор!

Вспомните и выпишите эти события. Попробуйте графически изобразить их (если получится). Нанесите их на линию времени.

Линия времени с критическими жизненными событиями|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 5 Линия времени критическими жизненными событиями (незаконченный фрагмент).

Это непростая работа. Делать ее лучше в несколько этапов. Поработали, отложили, вернулись, посмотрели, продолжили…

Когда вы почувствуете, что вспомнили все, что могли, посмотрите на линию жизни с отмеченными на ней критическими жизненными событиями и попробуйте ответить на вопросы (относительно каждого из событий):

  • Почему с вами случилось это событие?
  • Оно было следствием ваших действий, решений, бездействий, обстоятельств?
  • Как бы могла пойти ваша жизнь, если бы оно не произошло?
  • К чему в вашей жизни привело это КЖС, на что оно повлияло?
  • Как вы вели себя во время и после КЖС?
  • Как бы вы повели в подобных обстоятельствах сейчас?
  • Что вы приобрели, чему научились, а что потеряли в результате этого события?
  • Что вы чувствуете, вспоминая это событие?
  • Как вы оценивали его тогда и сейчас?

Кроме того, можно задать вопросы и по всему прошлому в совокупности:

  • Что этот рисунок говорит о вас и вашей жизни?
  • Какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы смотрите на него?
  • Хочется ли что-то изменить или улучшить?

Ответы на эти вопросы в совокупности с линией времени, на которой обозначены главные события вашей жизни, позволяют увидеть неочевидные закономерности, сценарии, возможности… Они дают вам полный обзор прошедшей жизни, как цельного полотна. Это необычайно ценная информация, которую очень сложно получить другим способом.

Мы разобрались с прошлым. И пришло время для будущего!

Шаг №3: сценарии будущего

Вперед в будущее! Для начала предлагаю это сделать на 10-20 лет вперед. Начните записывать свои желания и планы, привязывая их к определенному году в будущем. Например во так:

Визуальные инструменты для планирования будущего|Линия времени|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 6 Линия времени с планируемыми событиями (незаконченный фрагмент).

Важно делать это последовательно, год за годом. В какой-то момент вы можете почувствовать затруднения.

Они могут выглядеть по-разному. Кто-то начнет надолго задумываться, кто-то начнет выдумывать желания и планы «на ходу», у кого-то возникнут сложности с формулировками, поднимутся сильные эмоции… Это первые симптомы того, что вы подошли к границе собственных желаний во времени.

Многие в этот момент пытаются силой пробить эту границу. К сожалению, это ни к чему хорошему не приводит. Это ваша естественная граница. Она формировалась на протяжении многих лет и невозможно сломать ее за один раз без негативных последствий. Эту границу можно отодвинуть, но это лучше делать постепенно. Лучше всего, примите пока результат работы с таким, какой он есть.

Как и в случае с прошлым, зона прогноза может быть как непрерывной, так и состоять из нескольких частей, между которыми будет неопределенность.

Прогнозируем будущее с помощью визуальных инструментов|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 7 Зона прогноза с «разрывами».

И, как всегда, нарисовав в несколько этапов картину будущего, задаем себе вопросы:

  • Что эта картина говорит о вас и вашей жизни?
  • Какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы смотрите на нее?
  • Хочется ли что-то изменить или улучшить?

Для тех, кто хочет получить еще больше информации о своих взаимоотношениях со временем, можно сделать еще одно задание.

Дополнительное задание: «Мечты и реальность»

На линии времени (лучше нарисовать новую, а то будет визуальный перегруз) отметьте время, когда вы захотели чего-то добиться. Например:

  • Похудеть,
  • Выучить японский язык,
  • Овладеть карате на уровне первого дана,
  • Стать начальником подразделения,
  • Открыть свой бизнес,
  • Поступить в университет,
  • Пробежать марафон,
  • Выйти замуж за миллионера…

Желания и мечты могут быть любого уровня сложности и масштаба. Главное, чтобы вы действительно хотели этого и оно было ценно для вас.

Затем, отметьте точки на линии времени, когда вам это удалось сделать.

Если вы исполнили свою мечту, то соедините точку мечты и точку реализации цветной линией. И отметьте, сколько времени вам на это понадобилось.

Если есть нереализованные мечты – поставьте на них «флажок». Таким образом вы сможете объединить мечты и реальность на одной линии времени.

Мечты и реальность на линии времени|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 8 От мечты к реальности (незаконченный фрагмент).

Когда закончите, подумайте и ответьте на вопросы:

  • Что вы чувствуете и думаете, глядя на эту картину?
  • Каких желаний больше? Реализованных или нет?
  • Почему одни желания реализованы, а другие нет?
  • Каков ваш средний срок реализации мечты?
  • Хотите ли вы исполнить неисполненные желания?
  • Если да, то что и, главное, когда вы начнете делать для достижения этого?

Внимание! Очень важно отвечать на все вопросы письменно.

Отвечаем на вопрос «Где?». Исследуем взаимоотношения в своей жизни.

Работая с этим вопросом, вы будете исследовать «пространственные» взаимоотношения в своей жизни.

Это может быть схематичная карта локаций в которых вы чаще всего бываете:

Рисуем карты своей жизни|Визуальные инструменты для саморазвития|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 9 Карта Васи.

Такие карты могут помочь оптимизировать логистику ваших перемещений, сэкономить время, выработать полезные привычки, понять почему что-то происходит легче и чаще, чем другое…

Интересный кейс, где такая карта помогла нашему герою Васе понять, почему он не может изменить свою жизнь, я описал в статье «Плохому танцору всегда мешают…тапочки. А что мешает измениться вам?» 

Но наиболее интересными являются «карты» символические. Что это такое? Поясню на примере.

Каждый день вы что-то делаете. Многое из этого вы делаете постоянно. Все ваши действия можно нанести на «карту», где они попадут в разные области. Вот какими, эти области могут быть:

Могу, хочу, должен|Визуальные инструменты для саморазвития|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 10 Могу, хочу, должен.

Или вот такими:

Визуальные инструменты для саморазвития, самопознания и планирования будущего|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 11 Полезно — делаю.

На карты можно нанести себя, своих друзей, родственников и знакомых.

Можно «картографировать» особенности личности, финансовое положение… короче, практически все, что представляет для вас интерес. И опять здесь много вариантов на любой вкус:

Визуальные инструменты для анализа своей жизни|Анализ своего окружения|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 12 Активность – позитивность (незаконченный фрагмент).

На эту карту очень полезно нанести всех тех, с кем приходится общаться. А потом… можно попробовать и себя! Только честно.

Или, например попробуйте отразить:

Анализ своей жизни|Финансовое положение и свободное время|Инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 13 Финансовое положение – свободное время.

Смысл этих карт в сравнении себя (или чего-то в своей жизни) с другими или своего текущего состояния с желаемым. Посмотрите где вы находитесь.

  • Все ли вам нравится?
  • Какие эмоции появляются? А мысли?
  • Что бы хотелось изменить?
  • Куда хочется двигаться?

Мне будет очень приятно и интересно посмотреть на результаты вашего визуального моделирования жизни. Вы можете:

  • Публиковать их в комментариях к статье.
  • Отправлять их мне на почту: info@mkazantsev.ru

Если у вас возникнут вопросы, интересные мысли или предложения, пожалуйста, напишите. Я с удовольствием их прочитаю и отвечу вам.

Я продолжу рассказ о визуальных инструментах анализа жизненной ситуации в следующей статье. В ней мы перейдем к пятому вопросу и нарисуем ответ вопрос: «Как вы принимаете решения, справляетесь с трудностями и ставите себе цели?»

Спасибо, что дочитали!

Михаил Казанцев.

Присоединяйтесь ко мне в социальных сетях:

На эту тему, также, можно почитать:

Меняться или прокачивать себя?

Когда я читаю в блогах интересных и умных людей о том, что они решили «прокачать себя», внутри меня поднимается волна мутного отвращения. Чем же меня так задевают эти слова? Дело в том, что они предельно метафоричны. И метафора, которая за ними стоит, необычайно проста и, одновременно, вредна. Эта метафора переносит принципы механических систем, на систему живую: то есть на человека. Механические аналогии и метафоры очень наглядны, спору нет. Только человек, и особенно его внутренний мир, классической механикой в принципе не описываются. К чему приводит механистический подход к человеку?

читать далее

Почему на пути к «хорошо» бывает так плохо? И что делать с негативными эмоциями?

Если вы что-то хотите изменить или чего-то добиться в жизни, никогда не игнорируйте собственные эмоции и тем более не боритесь с ними. Они не являются препятствиями. Они – сигналы вашего бессознательного. Оно намного больше знает и о вашем прошлом, и о вашем будущем. Оно умнее вашего сознания. А что самое главное, намного сильнее.

читать далее

Чтобы изменить судьбу, порой, достаточно просто быть внимательным.

Есть такое слово: «судьба». Где то рядом, в пространстве смыслов, болтается «рок». Неподалеку ошиваются «карма», «хроническое невезение» с «незакрытым гештальтом» и тому подобные конструкции… Мы эти слова используем, когда сталкиваемся с повторениями. А точнее с повторяющимися ситуациями. И, чаще всего, эти ситуации нас не радуют.

Это выглядит очень забавно, но проявляется, порой далеко не безобидно, во всех аспектах нашей жизни.
Судьбу можно изменить, если просто внимательно вглядеться в характер и особенности личности. Свои и/или тех людей, с которыми вас объединяют сходные ситуации.

читать далее

Стресс – не штаны. И снимать его не надо.

Жестокая правда состоит в том, что попытки «снять» стресс таблеточкой или профилактической процедуркой выглядят предельно глупо и абсолютно неэффективно. Если вас убивает и калечит ваш образ жизни никакие процедурки тут не помогут.

читать далее

Ваш внутренний мир на самом деле не ваш… Человек, как машина мемов.

Удивительные способности языка: он формирует нашу внутреннюю реальность. Любовь, успех, деньги счастье… это просто вирусы ума. Внутри нас живут идеи, которые используют наш мозг, как среду для размножения. Идеи, как и вирусы, не заботятся о своих носителях.
Какие идеи живут внутри вас и что они с вами делают?

читать далее

Почему? Как найти причину, почему вы живете не так, как хотите.

Ненавижу этот вопрос! Когда дети его задают, взрослые на первых этапах радуются. Затем устают. Потом раздражаются. Некоторые и стукнуть могут.

А дети, требуя от родителей ответа на бесконечные «почему», просто следуют неумолимому требованию своего мозга (или сознания? чёрт их разберёт…) объяснить всё, что происходит вокруг них. А что значит объяснить? Это значит — найти причину. Понимание причин делает мир предсказуемым, понятным и, почему-то, субъективно намного более безопасным!

читать далее

Как? Ключевой вопрос для того, чтобы жить долго и счастливо.

Вопрос «КАК?»… Любимый вопрос деловых людей и тех, кто стремится к достижениям и переменам. Именно с этого вопроса начинается реальное планирование свершений или поиск выхода из трудной ситуации.

Этот вопрос далеко не прост. Отвечая не него мы, фактически, строим алгоритм по которому наша ситуация, большая или маленькая, должна перейти из одного состояния в другое. Если наш алгоритм неточен, мы не получим желаемого.

читать далее

Сколько? Визуальные инструменты для анализа жизненной ситуации.

Сегодня нам предстоит самое простое дело: будем рисовать циферки и считать всяческие вещи. Без них анализ ситуации человека невозможен. Именно количественные данные, если их грамотно визуализировать, могут дать новый взгляд на вашу жизненную ситуацию, разнообразные чудеса и инсайты ( если повезёт, конечно).

читать далее

Как получить максимум пользы от чтения книг и статей по саморазвитию?

Представьте себе, что вы читает текст о самореализации, саморазвитии или о чем-то подобном. И вдруг, натыкаетесь на какой-то отрывок, который вызывает в вас бурное несогласие и яркие негативные эмоции. Вам даже хочется написать автору что-то ласковое, не не вполне политкорректное типа: «Автор – козел»!

читать далее
Shares

Comments

comments

Каталог блогов Blogolist

Подпишитесь на рассылку!

Читайте интересные статьи. Проходите тесты. Изучайте инфографику, наслаждайтесь рисунками.

Спасибо! Проверьте, пожалуйста почтовый ящик и подтвердите подписку. Если Вы не получили письмо в течение 3-5 минут - проверьте папку "Спам".

Shares
Share This

Расскажите об этом в соцсетях!

Поделитесь этой статьёй с друзьями.